Основная задача по формированию пищевых предпочтений у обучающихся
Основной задачей по формированию пищевых предпочтений у обучающихся является обеспечение детей и подростков пищевыми продуктами, которые соответствуют возрастным и физиологическим потребностям в необходимых пищевых веществах и энергии.
Материалы и методы исследования особенностей пищевых предпочтений школьников в выборе альтернативного питания для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний.
Специалисты Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей (Москва) провели анкетирование 128 детей в возрасте от 6 до 18 лет с целью оценки пищевых предпочтения школьников при выборе блюд в образовательной организации и в домашних условиях в следующие приемы пищи: завтрак, обед, полдник, ужин. Кроме того, изучали пищевые предпочтения при выборе альтернативного питания с возможностью предзаказа блюд при помощи онлайн-сервиса «Ваш выбор». Сервис «Ваш выбор» работал таким образом, что льготное, а также коммерческое меню загружалось на сайт и, с учетом выбора школьников или родителей, распределялось по дням недели в виде рационов согласно СанПиН. Таким образом, дети с аллергией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, наряду с остальными школьниками, имели возможность полноценно питаться в школе благодаря возможности альтернативного выбора.
Результаты исследования особенностей пищевых предпочтений школьников в выборе альтернативного питания
По результатам анкетирования выявлено, что большинство детей на завтрак предпочитают кашу – 66,40 %, оладьи – 62,50 %, омлет – 71,80 %, творог – 49,20 %, бутерброды и яйца – 47,60 %, котлеты – 18,70 %, блины – 18,75 %. С удовольствием дети выбирали йогурт – 89,60 %, сырники – 73,40 %, какао – 56,20 %, молоко – 43,70 %, в меньшем проценте случаев – фрукты – 13,20 % и сухие завтраки – 1,28 %.
На обед в качестве первого блюда школьникам нравился борщ – 51,50 %, щи – 28,10 %, куриный суп – 10,20 % и овощной суп – 10,10 %. Запеканку выбрали 71,00 % школьников, котлеты (18,70 %) с картофельным пюре – 10,15 %, голубцы – 7,00 %, отварные мясо или рыбу – 3,10 % обучающихся. Из напитков на обед дети предпочитали компот – 4,68 %, сок – 11,00 %, чай – 12,50 %, с большим преимуществом при выборе – какао (72,00 %).
В полдник, как правило, преобладали фрукты – 68,70 %, печенье – 49,20 %, выпечка 25,00 %, а из молочных продуктов – йогурт – 33,50 %, кефир – 27,30 %, творог – 24,20 %.
В ужин, дома, в основном учащиеся употребляли блюда холодной закуски, такие как овощной салат – 62,00 %, салат «Цезарь» – 12,50 %, винегрет – 8,59 %. Значительно в меньшем количестве дома выбирали мясные продукты – мясную запеканку – 5,46 %, котлеты – 3,90 %, плов – 3,00 %, мясо индейки – 1,00 % и рыбу – 7,00 %, овощи – 10,20 %, картофель – 3,00 %, вареники – 2,30 %, также присутствовали в рационе колбаса – 4,68 %, гамбургеры – 4,68 %, бутерброды – 3,90 %, зефир – 3,90 % и выпечка в незначительном количестве – один обучающийся. В качестве напитка в домашних условиях также часто дети употребляют компот – 37,50 %, кисель – 21,80 %, чай – 23,40 %, в меньшем количестве – кефир – 7,81 %, йогурт – 7,08 %, морс – 2,30 %.
Выводы исследования особенностей пищевых предпочтений школьников в выборе альтернативного питания
Распределение полезных и не полезных продуктов не всегда соответствовало здоровым принципам, что диктует необходимость более активного внедрения образовательных программ для повышения информированности школьников в вопросах здорового питания.
Организация альтернативного питания в школе позволяет обеспечить специализированным сбалансированным полноценным питанием детей с алиментарно-зависимыми заболеваниями (аллергиков, больных целиакией, сахарным диабетом, муковисцидозом, фенилкетонурией).
В школах, которые были подключены к онлайн-сервису, охват горячим питанием вырос на 20 % уже в первое полугодие. Возможность предзаказа продуктов и выбора рациона в соответствии с запросом потребителя (школьника) способствует экономии средств бюджета за счет исключения из рациона продуктов и блюд, которые дети не едят. Ответственный по питанию в школе сотрудник может анализировать и изучать выбор учащимися предложенных приготовленных блюд и проводить своевременную коррекцию.
В заключение, авторы подчеркивают, что получение наряду с бесплатным образованием и качественного школьного питания является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, тем самым обеспечивающего права детей на комфортные условия обучения в образовательных организациях.