Недоверие и нерешительность в отношении вакцинации от COVID-19 – проблема мирового уровня
Известно, что во многих странах, ожидаемым преимуществам введения вакцинации от COVID-19 препятствовала нерешительность в отношении вакцин, которая была обусловлена соображениями безопасности и недоверием к властям вследствие слишком быстрого, по мнению части граждан, развертывания и утверждения рекомендаций по вакцинации, новизной препаратов и другими проблемами. Анафилактические реакции после прививки от коронавируса активно обсуждались в социальных сетях и были связаны, предположительно, в основном с наличием полиэтиленгликоля в мРНК-вакцинах.
Материалы и методы исследования по оценке частоты анафилактических реакции на вакцину против COVID-19
Исследовательская группа, состоящая из специалистов США и Европы провели исследование, целью которого стал анализ 8940 случаев анафилаксии после вакцинации против COVID-19 из VAERS (система, совместно управляемая Центрами США по контролю и профилактике заболеваний (CDC) и Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA), которая регистрирует и анализирует возможные нежелательные явления после вакцинации) и EudraVigilance (система Европейского медицинского агентства для мониторинга и анализа предполагаемых побочных реакций на лекарства, включая вакцины). Полученные данные сравнили с сведениями по другим вакцинам.
Случаи анафилактической реакции и анафилактического шока после вакцинации COVID-19, произошли с 21-27 декабря 2020 года по 2-8 августа 2021 года, относились ко всем лицензированным вакцинам от COVID-19: вакцине против мРНК Moderna-1273, вакцине против мРНК Pfizer-BioNTech BNT162b2 и рекомбинантной векторной вакцине Johnson & Johnson, которые доступны в США и Европе, а также – к вакцине Oxford/Astra Zeneca ChAdOx1-S, которая лицензирована только в Европе. Средняя частота анафилаксии для этих вакцин COVID-19 была рассчитана путем суммирования всех случаев анафилактической реакции и анафилактического шока после вакцинации COVID-19, о которых сообщили EudraVigilance и VAERS для всех вакцин COVID-19, а затем деления на соответствующее общее количество введенных доз.
Результаты исследования по оценке частоты анафилактических реакции на вакцину против COVID-19
В целом, за период исследования в США и Европе было использовано 837 830 000 доз вакцин против COVID-19. Всего зарегистрировали 7873 случая анафилактических реакций и 1067 случаев анафилактического шока. Средняя частота анафилаксии, вызванной введением вакцины от COVID-19 в целом оценивалась в 10,67 на 106 доз вакцины. Было зарегистрировано 52 случая анафилаксии со смертельным исходом, что соответствует 0,06 случая анафилаксии со смертельным исходом на 106 доз вакцины. Примечательно, что больше всего аналитических реакций (19,39 на 106 доз) было на вакцину Oxford/Astra Zeneca ChAdOx1-S, а меньше всего (7,99 на 106 доз) – на вакцину Johnson & Johnson.
В исследованиях ряда авторов было показано, что вакцина против бешенства имеет на сегодняшний день самый высокий показатель анафилаксии среди вакцин (70,77 случаев на 106 дозы), затем идет вакцина против клещевого энцефалита, вакцина против кори, паротита, краснухи и ветряной оспы и вакцина против вируса папилломы человека (20, 19,8 и 13,65 случаев анафилаксии на 106 дозы вакцины, соответственно). Предполагаемый средний показатель анафилаксии в 10,67 среди лицензированных вакцин COVID-19 поставил их на пятое место в этом рейтинге.
Выводы на основании результатов исследования по оценке частоты анафилактических реакции на вакцину против COVID-19
Авторы обращают внимание, что массовая вакцинация дала возможность изучить профиль безопасности вакцин COVID-19 за короткий период времени, в отличие от других распространенных вакцин, представленных на рынке в рамках обычных процедур лицензирования. Ни одна другая вакцина не вводилась в таком большом количестве менее чем за год.
Анафилаксия является редким неблагоприятным событием после вакцинации против COVID-19. В группе вакцин, применяемых рутинно в клинической практике, вакцины COVID-19 заняли пятое место по частоте анафилаксии после вакцинации.
Авторы подчеркивают, что полученные данные должны быть доведены до сведения медицинских работников, чтобы убедить население в целом в безопасности вакцин против COVID-19 в качестве ключевой меры общественного здравоохранения для сдерживания пандемии COVID-19 и ускорения возвращения к нормальной жизни.