Зачем нужны ограничительные меры при пандемии?
Аэрогенный механизм передачи коронавируса SARS-CoV-2, сохранение жизнеспособности в аэрозоле до 3 часов и на поверхностях до 72 часов способствуют стремительному распространению инфекции. В многочисленных исследованиях описано распространение COVID-19 в медицинских учреждениях, на предприятиях питания и транспорте. Наиболее резонансной была вспышка заболевания на круизном лайнере Diemond Princess, возникшая в начале февраля 2020 г., давшая понимание существенной роли бессимптомных носителей в передаче вируса. В настоящее время общепринято мнение о профилактической эффективности механической защиты дыхательных путей при SARS-CoV-2.
Роль городского общественного транспорта в распространении респираторных инфекций
Роль городского общественного транспорта в распространении респираторных инфекций неоспорима и изучена на примере гриппа. Исследование, проведенное в Лондоне в 2018 г., показало, что в районах, не имеющих прямого доступа к метро, заболеваемость гриппом была ниже, а в районах с периферийными станциями метро – выше. Исследование в Китае показало, что COVID-19 имеет высокий риск передачи среди пассажиров поездов, но этот риск различен в зависимости от времени в пути и количества контактов. Доказано, что активные потоки пассажиров в метро, невозможность соблюдения социальной дистанции в часы пик могут способствовать распространению инфекционных заболеваний с аэрогенным и контактным механизмами передачи.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 № 31, на территории РФ обязательно ношение гигиенических масок в общественном транспорте, использование перчаток не декларируется.
Материалы и методы исследования по оценке приверженности пассажиров московского метрополитена к использованию СИЗ (гигиенические маски, перчатки)
Совместно специалистами РНИМУ имени Н.И. Пирогова, Сеченовского Университета, ЦНИИ эпидемиологии (Москва) проведено проспективное исследование, основанное на визуальной оценке пассажиров, находящихся в подвижном составе московского метрополитена (ММ), с разделением на когорты использующих маски и перчатки (К1), только маски (К2), использующих маски с нарушением правил применения (К3) и не использующих средства индивидуальной защиты (К4). Наблюдения проводились в течение 42-й и 43-й недель 2020 г. в различных кластерах метрополитена с разделением по времени на утреннее, дневное и вечернее. Дополнительно пассажиры ранжировались на группы по роду занятий во время поездки.
Результаты исследования по оценке приверженности пассажиров московского метрополитена к использованию СИЗ (гигиенические маски, перчатки)
Согласно результатам исследования, всего было валидировано 18053 наблюдения с охватом 61,3 % станций (11 линиях метрополитена и двух центральных диаметрах (МЦД) с охватом 203 станций). Мужчины составили 54,7 %. За время наблюдения установлены следующие доли: К1 – 5,2%, К2 – 51,9 %, К3 – 26,9%, К4 – 16 %. Среди мужчин приверженность к использованию СИЗ (средств индивидуальной защиты) была значимо меньше. На наземных линиях установлена самая низкая доля пассажиров, использующих СИЗ. Среди пассажиров, использующих электронные устройства (ЭУ) и бумажные носители информации, установлена более высокая доля носящих маски с нарушением правил применения по сравнению с пассажирами без занятий. Среди пассажиров, использующих ЭУ выявлена самая низкая доля, использующих перчатки. Авторы обращают внимание, что при использовании ЭУ без перчаток происходит дополнительная контаминация самого устройства, потенциально становящегося предметом переноса микроорганизмов, авторы считают пользователей ЭУ группой с повышенным риском заражения в общественном транспорте.
В течение двух недель наблюдения установлено значимое увеличение частоты использования СИЗ. В качестве причины авторы предполагают два возможных фактора: увеличение заболеваемости COVID-19 в сутки в Москве, а также усиление контроля, связанное с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ.
Выводы по результатам исследования по оценке приверженности пассажиров московского метрополитена к использованию СИЗ (гигиенические маски, перчатки)
Проведенное исследование показало, что приверженность к правильному использованию СИЗ в подвижном составе ММ в первой половине октября 2020 г. отмечена у более 50 % пассажиров, 26,9 % пассажиров носили маски с нарушением правил использования, 16 % пассажиров отказались от их использования масок.