Стоит ли бояться менингококковой инфекции?
Менингококковая инфекция (МИ) может привести к менингиту и/или септицемии, характеризуется внезапным началом и высокой летальностью, несмотря на современные возможности терапии. Пик заболеваемости генерализованными формами менингококковой инфекции (ГФМИ) приходится на возраст от 6 месяцев до 2 лет. В развитых странах показатель летальности от МИ составляет около 10%, то есть, умирает каждый 10-й заболевший. В исследованиях доказано, что в течение 15 лет после госпитализации показали, что частота осложнений достигает 50–60%, включая физические и психоневрологические проблемы. Всего различают 12 серогрупп менингококка, но только серогруппы A, B, C, W и Y обычно вызывают инвазивные инфекции.
Менингококковая инфекция вызывается бактерией Neisseria meningitidis. Бактерия часто обнаруживается в носоглотке, при этом не вызывая заболевания – носительство менингококка. Пациенты с бессимптомным носительством, как и с локализованными формами (менингококковый назофарингит), являются основными источниками инфекции, при которой бактерии проникают в организм и вызывают тяжелое заболевание в виде генерализованных (инвазивных) форм с развитием менингита и сепсиса*
* Сергиенко Е.Н. Сепсис менингококковой этиологии: особенности течения. «Клиническая инфектология и паразитология», 2021, том 10, № 4, С.409-414
История создания менингококковых вакцин
Первая вакцина, содержащая капсульные полисахариды менингококка серогруппы С была разработана в 1969-1971 годах и демонстрировала эффективность на уровне 89,5%. Четырехвалентная менингококковая полисахаридная вакцина A, C, Y, W-135 была впервые одобрена для использования в 1978 году была эффективна в закрытых популяциях взрослых с высоким риском развития заболевания. Первые конъюгированные менингококковые вакцины были созданы против серогруппы C и введены для практического использования в Великобритании в 1999 году. Конъюгация, ковалентно связывающая капсульный полисахарид с белком-носителем, изменяет иммунный ответ с Т-клеточного независимого на Т-клеточно-зависимый, задействуя Т-хелперы и вызывая высокоаффинный иммунный ответ IgG. Конъюгация в конечном итоге приводит к улучшенному первичному ответу антител, особенно у маленьких детей. Серогруппа В вызывает большое количество случаев ГФМИ в мире. Сложность создания вакцин против этой серогруппы обусловлена низкой иммуногенностью полисахарида группы В (даже при его конъюгации на белковых носителях) из-за схожести с антигенами нервной ткани человек. Действие современных вакцин против менингококка серогруппы В нацелено на белки внешней мембраны возбудителя, а не на капсулу. Однако, белки и липопротеины внешней мембраны менингококка демонстрируют значительную генетическую и структурную изменчивость. Недавно, две вакцины против серогруппы B на основе рекомбинантных белков были лицензированы для использования в США у лиц в возрасте 10–25 лет, и одна из них – в Великобритании – для младенцев и детей раннего возраста.
Вакцины, применяемые для профилактики менингококковой инфекции в Российской Федерации (РФ)
В настоящее время в РФ для профилактики МИ используются две вакцины: вакцина полисахаридная против серогруппы А российского производства и вакцина конъюгированная полисахаридная, содержащая полисахариды серогрупп А, С, W, Y, конъюгированные с дифтерийным анатоксином производства США.
Конъюгированная полисахаридная вакцина разрешена к применению у лиц, старше 9 месяцев. Безопасность вакцины для детей и взрослых была подтверждена рядом исследований, в которых не наблюдалось неблагоприятных эффектов, связанных с вакцинацией, среди привитых. Согласно опубликованным данным, вакцина индуцировала выработку антител против капсульных полисахаридов всех 4 серогрупп (A, C, W, Y) на 91,2%, 80,2%, 89,1% и 93,8% соответственно.
Принципы вакцинации против менингококковой инфекции в РФ
Согласно постановлению главного государственного санитарного врача по г. Москве от 9.01.2018 года, иммунизации против МИ подлежат дети от 1 года до 6 лет включительно. Зарегистрированная вакцина конъюгированная полисахаридная содержит в себе актуальные для РФ серогруппы.
Вполне понятно, что программы вакцинации в большинстве стран направлены на группы подростков и молодых взрослых потому, ведь в этой группе наблюдаются самые высокие показатели носительства N. meningitidis. Авторы настоящего сообщения считают, что, на фоне роста заболеваемости, в особенности в возрастных группах 15-19 и 20-24 лет, является целесообразным расширить группу лиц, подлежащих вакцинации, с включением актуальных возрастных групп с целью контроля дальнейшего роста заболеваемости МИ в РФ.